Ибн Мас'уд и коллективный зикр (поминание Аллаха)
Поведал нам аль-Хакам ибн Мубарак от 'Амра ибн Яхьи (в русскоязычной среде часто встречается как Умар ибн Яхья, что НЕ правильно), который сказал: «Я слышал, как мой отец передавал следующие слова своего отца: «Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей Абдуллы ибн Масуда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть, и однажды к нам подошёл Абу Муса ал-Ашари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абд ар-Рахман?». Мы ответили: «Нет». Тогда он сел с нами и ждал, пока ибн Масуд не вышел из дома, а когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу Абд ур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!». Он спросил: «Что же это?». Абу Муса ответил: «Поживёшь – увидишь, а я видел там людей, которые усаживаются кругами в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кругу есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!» (Аллах велик) – и они по сто раз произносят эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля ллях» (Нет бога, кроме Аллаха), – и они сто раз повторяют эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз: «Субхана Аллах» (Слава Аллаху), – и они по сто раз произносят и это». Абдулла ибн Масуд спросил: «И что же ты сказал им?». Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом» (или: …что ты велишь делать). Он спросил: «Почему же ты не велел им считать их дурные поступки и не поручился за то, что их благие дела не пропадут и так?», – а потом мы с ним пошли к мечети, и он подошёл к одному из таких кругов, остановился рядом и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?». Они ответили: «О Абу Абд ар-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова «Аллаху акбар», «Ля иляха илля ллах», «СубханаЛлах» и «Алхамдули-Ллях». Ибн Масуд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ни один из них не пропадёт. Горе вам! О община Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), как скоро ты устремилась к гибели, сподвижники его среди вас ещё, одежда его ещё не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), либо открываете двери заблуждению!». В ответ эти люди сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы ведь хотели только блага!». Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, что желают блага, но не обретают его! Поистине, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил, что есть люди, которые читают Коран, но он не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас является таковым!» А потом он отошёл от них. Амр ибн Салам сказал: «И мы видели большинство из них, сражавшимися против нас на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване».
Вывел Дарими в "Сунан" (206)
أَخْبَرَنَا أَخْبَرَنَا الْحَكَمُ بْنُ الْمُبَارَكِ ، أَخْبَرَنَا عَمْرُو بْنُ يَحْيَى ، قَالَ : سَمِعْتُ أَبِي يُحَدِّثُ ، عَنْ أَبِيهِ ، قَالَ : كُنَّا نَجْلِسُ عَلَى بَابِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَبْلَ صَلَاةِ الْغَدَاةِ ، فَإِذَا خَرَجَ ، مَشَيْنَا مَعَهُ إِلَى الْمَسْجِدِ ، فَجَاءَنَا أَبُو مُوسَى الْأَشْعَرِيُّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ، فَقَالَ : أَخَرَجَ إِلَيْكُمْ أَبُو عَبْدِ الرَّحْمَنِ بَعْدُ ؟ ، قُلْنَا : لَا ، فَجَلَسَ مَعَنَا حَتَّى خَرَجَ ، فَلَمَّا خَرَجَ ، قُمْنَا إِلَيْهِ جَمِيعًا ، فَقَالَ لَهُ أَبُو مُوسَى : يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ ، إِنِّي رَأَيْتُ فِي الْمَسْجِدِ آنِفًا أَمْرًا أَنْكَرْتُهُ وَلَمْ أَرَ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ إِلَّا خَيْرًا ، قَالَ : فَمَا هُوَ ؟ ، فَقَالَ : إِنْ عِشْتَ فَسَتَرَاهُ ، قَالَ : رَأَيْتُ فِي الْمَسْجِدِ قَوْمًا حِلَقًا جُلُوسًا يَنْتَظِرُونَ الصَّلَاةَ فِي كُلِّ حَلْقَةٍ رَجُلٌ ، وَفِي أَيْدِيهِمْ حَصَا ، فَيَقُولُ : كَبِّرُوا مِائَةً ، فَيُكَبِّرُونَ مِائَةً ، فَيَقُولُ : هَلِّلُوا مِائَةً ، فَيُهَلِّلُونَ مِائَةً ، وَيَقُولُ : سَبِّحُوا مِائَةً ، فَيُسَبِّحُونَ مِائَةً ، قَالَ : فَمَاذَا قُلْتَ لَهُمْ ؟ ، قَالَ : مَا قُلْتُ لَهُمْ شَيْئًا انْتِظَارَ رَأْيِكَ أَوِ انْتِظَارَ أَمْرِكَ ، قَالَ : أَفَلَا أَمَرْتَهُمْ أَنْ يَعُدُّوا سَيِّئَاتِهِمْ ، وَضَمِنْتَ لَهُمْ أَنْ لَا يَضِيعَ مِنْ حَسَنَاتِهِمْ ؟ ثُمَّ مَضَى وَمَضَيْنَا مَعَهُ حَتَّى أَتَى حَلْقَةً مِنْ تِلْكَ الْحِلَقِ ، فَوَقَفَ عَلَيْهِمْ ، فَقَالَ : مَا هَذَا الَّذِي أَرَاكُمْ تَصْنَعُونَ ؟ ، قَالُوا : يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ حَصًا نَعُدُّ بِهِ التَّكْبِيرَ ، وَالتَّهْلِيلَ ، وَالتَّسْبِيحَ ، قَالَ : " فَعُدُّوا سَيِّئَاتِكُمْ ، فَأَنَا ضَامِنٌ أَنْ لَا يَضِيعَ مِنْ حَسَنَاتِكُمْ شَيْءٌ ، وَيْحَكُمْ يَا أُمَّةَ مُحَمَّدٍ ، مَا أَسْرَعَ هَلَكَتَكُمْ ! هَؤُلَاءِ صَحَابَةُ نَبِيِّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُتَوَافِرُونَ ، وَهَذِهِ ثِيَابُهُ لَمْ تَبْلَ ، وَآنِيَتُهُ لَمْ تُكْسَرْ ، وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ ، إِنَّكُمْ لَعَلَى مِلَّةٍ هِيَ أَهْدَى مِنْ مِلَّةِ مُحَمَّدٍ ، أَوْ مُفْتَتِحُو بَابِ ضَلَالَةٍ " ، قَالُوا : وَاللَّهِ يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ ، مَا أَرَدْنَا إِلَّا الْخَيْرَ ، قَالَ : " وَكَمْ مِنْ مُرِيدٍ لِلْخَيْرِ لَنْ يُصِيبَهُ ، إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَدَّثَنَا أَنَّ قَوْمًا يَقْرَؤُونَ الْقُرْآنَ لَا يُجَاوِزُ تَرَاقِيَهُمْ ، وَايْمُ اللَّهِ مَا أَدْرِي لَعَلَّ أَكْثَرَهُمْ مِنْكُمْ " ، ثُمَّ تَوَلَّى عَنْهُمْ ، فَقَالَ عَمْرُو بْنُ سَلَمَةَ : رَأَيْنَا عَامَّةَ أُولَئِكَ الْحِلَقِ يُطَاعِنُونَا يَوْمَ النَّهْرَوَانِ مَعَ الْخَوَارِجِ
Оценка иснада этого асара со стороны учёных
1. Сказал хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м):
فإن قلت : فقد نقل عن ابن مسعود أنه رأى قوما يهللون برفع الصوت في المسجد فقال : ما أراكم إلا مبتدعين ، حتى أخرجهم من المسجد . قلت : هذا الأثر عن ابن مسعود يحتاج إلى بيان سنده ومن أخرجه من الأئمة الحفاظ في كتبهم ، وعلى تقدير ثبوته فهو معارض بالأحاديث الكثيرة الثابتة المتقدمة ، وهي مقدمة عليه عند التعارض ، ثم رأيت ما يقتضي إنكار ذلك عن ابن مسعود ، قال الإمام أحمد بن حنبل في كتاب الزهد : ثنا حسين بن محمد ، ثنا المسعودي ، عن عامر بن شقيق ، عن أبي وائل قال : هؤلاء الذين يزعمون أن عبد الله كان ينهى عن الذكر ، ما جالست عبد الله مجلسا قط إلا ذكر الله فيه
«И если спросишь ты: ведь ибн Масуд, увидев людей, громко читающих зикр, назвал это тёмным новшеством и выгнал их из мечети, я отвечу: этот асар от Ибн Мас'уда нуждается в подтверждении его цепочки и тех, кто вывел его из имамов-хафизов в их книгах, в оценке его достоверности, так как он противоречит многим достоверным хадисам, приведенным выше. А им, при наличии противоречия, отдаётся предпочтение перед этим асаром. Затем, я думаю, что это придание Ибн Мас'уда не требует отвержение этого (коллективного зикра). Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль в книге «Зухд»: «Нам передал Хусайн Ибн Мухаммад от аль Мас'уди, от 'Амр Ибн Шакъикъа, от Абу Ваиля, сказавшего: «Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».
«Хави ли ль-фатава», (1/472)
2. Ибн Хаджар аль-Хайтами(909-974 г.х.) сказал:
وأما ما نقل عن ابن مسعود أنه رأى قوما يهللون برفع الصوت في المسجد فقال: ما أراكم إلا مبتدعين حتى أخرجهم من المسجد, فلم يصح عنه بل لم يرد; ومن ثم أخرج أحمد عن أبي وائل قال: هؤلاء الذين يزعمون أن عبد الله كان ينهى عن الذكر ; ما جالست عبد الله مجلسا قط إلا ذكر الله فيه, والله سبحانه وتعالى أعلم بالصواب
«Что касается передаваемого о том, что ибн Масуд выгнал из мечети группу читающих зикр, то этот асар недостоверен». Именно поэтому сказал Абу Ваиль: «Что касается переданного от Ибн Масуда, что он, увидев в мечети людей, громко читающих Тахлиль, сказал им: «Я вижу вас нововведенцами» и выгнал их из мечети, то не подтверждается, как достоверное и не опровергается. Кроме того, вывел Ахмад от Абу Ваиля, который сказал: «Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».. И Аллах, Свят Он и Возвышен, самый знающий истину».
«Фатавия аль-Фикхийя аль-Кубра (1/177)»
3. Хафиз Абдур Рауф аль-Манави (952-1031 х/1545-1622 м) пишет:
وأما ما نقل عن ابن مسعود من أنه رأى قوما يهللون برفع الصوت في المسجد فقال ما اراكم إلا مبتدعين وأمر بإخراجهم فغير ثابت. وبفرض ثبوته يعارضه ما في كتاب الزهد لأحمد عن شفيق بن أبي وائل قال هؤلاء الذين يزعمون أن عبد الله كان ينهى عن الذكر ما جالسته مجلسا قط إلا ذكر الله فيه
«Что касается переданного от Ибн Мас'уда, что он встретил людей в мечети, громко читающих Тахлиль, и сказал: «Я вижу, что вы нововведенцы», и повелел, чтобы их выгнали из мечети, то это недостоверно. Если же предположить достоверность этого, то это противоречит тому, что содержится в книге «Зухд» имама Ахмада от Шакъикъа Ибн Аби Ваиль, который сказал: «Некоторые считают, что ибн Масуд запрещал зикры. Но как же так, ведь не присутствовали мы вместе с ним на маджлисах, кроме как он поминал Аллаха».
«Файд аль Кадир», 1/457
4. Алляма аль Алюси (1217-1270 х/1803-1854 м) говорит:
وما ذكر في الواقعات عن ابن مسعود من أنه رأى قوما يهللون برفع الصوت في المسجد فقال : ما اراكم إلا مبتدعين حتى أخرجه من المسجد لا يصح عند الحفاظ من الأئمة المحدثين وعلى فرض صحته هو معارض بما يدل على ثبوت الجهر منه رضى الله تعالى عنه مما رواه غير واحد من الحفاظ أو محمول على الجهر البالغ
«То, что упомянуто в «Вакъи'ат» об Ибн Мас'уде, что он встретил в мечети людей, громко произносящих "Тахлиль", и сказал: «Я вижу, что вы привнесли нововведение», и выгнал их из мечети, то это не достоверно у хафизов (знат) из числа имамов Мухаддисов, и если предположить достоверность этого, то это противоречит тому, что достоверно указывает на утвержденность громкого публичного зикра с его стороны, да будет доволен им Всевышний Аллах, что передавали от него несколько Хафизов».
«Рух аль Маани, (16/163)
_____________________________
Проблемы в иснаде хадиса
1. Хакам ибн Мубарак
Сказал Захаби:
2196 - الحكم بن المبارك ت الخاشتى البلخي. عن مالك، ومحمد بن راشد المكحولي. وعنه أبو محمد الدارمي، وجماعة. وثقه ابن حبان، وابن مندة. وأما ابن عدي فإنه لوح في ترجمة أحمد بن عبد الرحمن الوهبي بأنه ممن يسرق الحديث، لكن ما أفرد له في الكامل ترجمة. وهو صدوق
«Хакам Ибн Мубарак аль Хаши аль Балахий. (Передавал) от Малика и Мухаммада Ибн Рашида аль Макхулий, а от него - Абу Мухаммад ад Дарими и группа. Его сочли достоверным Ибн Хиббан и Ибн Манда. А что касается Ибн Адий, то он намекнул в комментариях об Ахмад Ибн Абдуррахман аль Вахабий, что он из тех, кто ворует хадис. Однако, комментарии в «Кямиль» не дают ему конкретной оценки. И он правдивый»
«Мизан аль И'тидаль» (1/579)
2. 'Амр ибн Яхья
Сказал Ибн 'Ади:
1287- عَمْرو بْن يَحْيى بْن عَمْرو بْن سَلَمَةَ. حَدَّثَنَا ابن أَبِي عِصْمَةَ، حَدَّثَنا أَحْمَدُ بْنُ أَبِي يَحْيى، قَالَ: سَمِعْتُ يَحْيى بْنَ مَعِين يَقُولُ عَمْرو بْنُ يَحْيى بْن سَلَمَةَ ليس بشَيْءٍ. حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنا الليث بن عبدة، قَالَ: سَمِعْتُ يَ